info@indigo-planet.ru

г. Москва
г. Евпатория
г. Севастополь

+7 (978) 915 32 60  

Атоева И. В.
Учредитель Центра Психолого-педагогического 
консультирования «Психея»
Камшилова А. С.
Руководитель регионального отделения Международного 
проекта изучения английского языка «АВС-school»

Аннотация. В работе анализируются особенности синхронизации работы полушарий при изучении иностранного языка детьми в различных возрастных группах, специфика организации занятий, адаптация существующих методик, результативность используемых методов.

Ключевые слова: синхронизация работы полушарий, левое полушарие, правое полушарие, функции полушарий, принципы обработки информации.

Мозг человека - великая загадка природы, преображающаяся и развивающая в процессе эволюции. Главной особенностью эволюционирования человеческого сознания является развивающаяся способность к использованию работы обоих полушарий мозга. То есть эволюционный переход от одномерного прямолинейного восприятия действительности к восприятию целостной картины мира, который возможен только при синхронной работе полушарий головного мозга.

Науке давно известно, что полушария головного мозга очень различаются по своим функциям и принципам обработки информации.

Левое полушарие отвечает за логическое рациональное мышление. Это так называемый аналитический центр, который активизируется при решении задач, построении логических цепочек, чтении, запоминании, синтезе и обработке информации и т.п. То есть, если Вы решаете задачу - активизируется левое полушарие. Если же слушаете музыку - правое.

Правое полушарие – творческое. Оно отвечает за образное мышление, эмоциональный и вербальный интеллект, ассоциативное мышление, эстетическое восприятие, генерирует идеи, интегрирует.

Но достаточно часто возникает проблема конечной реализации творческих идей ввиду неумения построить логичность и последовательность действий или же неумение сгенерировать идею в принципе при хорошо развитом математическом мышлении. Почему возникают подобные проблемы?  Конечно же потому, что работа мозга не совершенна, нет гармонизации работы обоих полушарий. Какое-то является явно доминирующим.

Чаще в нашей логически-материалистической цивилизации возникает необходимость «пробуждения» заблокированных способностей  правого образно-интуитивного  полушария  мозга,  напрямую  связанного  с творчеством  и  развитием  интуитивных  способностей.

Еще в 1967 г. в Советском Союзе проводились исследования головного мозга с угнетением работы одного полушария при помощи одностороннего электрошока. Результаты, полученные коллективом исследователей психиатрической клиники Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова АН СССР стали прорывом в области изучения мозга в то время и актуальны до настоящего времени.  

В ходе исследования было выявлено, что угнетение одного полушария позволяет второму оставаться полностью активным.   Благодаря этим опытам было установлена специфика каждого полушария и получена возможность глубокого анализа различий в обычном поведении человека и в «однополушарном» состоянии.  Так же была проведена дифференциация доминирующих функций правого и левого полушарий.

При доминирующей активизации левого полушария у человека улучшается восприятие чужой речи, вербальный интеллект становится более развит, а словарный запас - разнообразнее, обостряется слух и способность улавливать чужую речь. Но сама его речь при этом монотонна и эмоционально тусклая, т.к. теряется способность дифференциации речевых интонаций. При активизации левого полушария возникают сложности в узнавании знакомых мелодий и их воспроизведении. Сложности в ориентировке в знакомой местности и временных промежутках. Он может не узнавать знакомое ранее помещение и утверждать, что попал сюда впервые. Его мышление отличается поверхностностью. Он может дать определение, что январь — это зимний месяц, но это будет формальным умозаключением, а не синтезом собственного опыта.  Так же возникают сложности в подборе пары одинаковых фигур, что говорит об угнетении способности к синтезу и анализу информации. При угнетении правого полушария возникают сложности в совокупном восприятии нескольких факторов сразу. Например, окраска, штриховка и расположение секторов, предложенных для анализа или же недостающие существенные детали рисунка. Такие как ручка у зонтика, колесо у велосипеда и т.п.

При угнетении левого полушария, при доминирующей активизации правого речевые возможности резко ограничиваются. При умении объяснить назначения предметов – возникают трудности с их названием.  Так же сохраняется способность узнавания знакомых мелодий, но возникают сложности в классификации даже знакомых звуковых образов.

При доминирующей активизации правого полушария не возникает проблем с анализом и синтезом сразу нескольких факторов: человек способен гораздо быстрее, чем в обычном состоянии дифференцировать фигуры по окраске, штриховке и контуру.  Так же не возникает проблем в выявлении недостающей части рисунка.

Ориентировка во временном и пространственном промежутках тоже изменена, но иначе, чем у «левополушарного».  «Правополушарный» человек является абсолютно дезориентированным – он не может назвать ни дату, ни время, ни местность, где находится на данный момент. Но, будучи не в состоянии назвать месяцы времен года он, выглянув в окно - скажет какое сейчас время года.

Изучением работы мозга занимались многие ученые как на постсоветском пространстве, так и за рубежом. Но все были солидарны в том, что для эффективного функционирования человеку нужны два активных полушария. Ведь даже обычные «хозяйственные» дела требуют задействования обоих полушарий, как и в повседневном общении - всегда задействованы оба полушария. Одно понимает слова, другое дифференцирует интонацию. 

А чем более слажена и синхронизирована работа обоих полушарий, тем быстрее происходят процессы анализа и синтеза, тем эффективнее мы в повседневной жизни. 

Какими же методиками можно способствовать развитию и синхронизации работы полушарий?

Учеными и психологами разработано множество способов и техник для этой цели. Приведем примеры основных:

"Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

"Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга. 

"Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками. 

«Касание». Касаетесь левым локтем левого колена, потом правым локтем правого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких параллельных движений надо сделать по шесть. 

Затем 12 перекрестных движений;

Еще 12 параллельных движений; 

И последние 12 перекрестных движений. 

"Скорая помощь". Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее. 

А Б В Г Д 
Л П П В Л 

Е Ж З И К 
В Л П В Л 

Л М Н О П 
Л П Л Л П 

Р С Т У Ф 
В П Л П В 

Х Ц Ч Ш Я 
Л В В П Л 

Мы, используемые нами в рамках реализации деятельности Международного проекта изучения английского языка «АВС-school» адаптированные для английского языка упражнения, подразделяем на следующие блоки: фонематические, сенсорные, развитие моторики, развитие координации движений.

Нужно отметить что в младшей возрастной группе (от 2-х до 4 лет) ввиду физиологических и психологических возрастных особенностей более результативны сенсорные и координационные блоки т.к. они полностью соответствуют сенситивным этапам развития психики и физиологии детей. Усиление нейронных связей через сенсорные ощущения позволяют не только стимулировать правое полушарие, но и синхронизировать работу обоих ввиду того, что на руках расположены основные сенсорные каналы, по которым дети получают максимум информации об окружающем мире в этом возрастном периоде. 

В средней возрастной группе (от 4-х до 6 лет) ввиду физиологических и психологических возрастных особенностей более результативны блоки на развитие моторики и фонематические.

В старшей возрастной группе (от 6-ти до 8 лет) ввиду активизации познавательной деятельности нельзя говорить о доминировании тех или иных блоков упражнений. Осваивание предлагаемых методик происходит динамично путем накопления формирования вырабатываемых как языковых, так и психофизиологических навыков.
Нужно отметить, что адаптированные методики синхронизации и активизации работы полушарий для англоязычных групп не только замечательно вписываются в структуру занятий, но и позволяет сделать изучение языка интересным, способствует лучшему и более качественному запоминанию изучаемой информации поскольку задействует различные механизмы развития памяти и мышления, моторики, стимуляции речевой активности

Дополнение используемой на занятиях методической базы изучения английского языка элементами упражнений, стимулирующих развитие определенных полушарий и их синхронизацию дает более быстрые результаты как в освоении языка, так и в развитии ребенка в целом.

Таким образом можно сделать выводы, что раннее погружение ребенка в билингвальную среду способствует автоматизации фонематической дифференциации речи, раннему развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата. А комбинированное использование методик обучения английскому языку и стимулирования и синхронизации работы полушарий – комплексному раннему развитию психических и физиологических навыков, а так же формированию способности дифференцированно и гармонично использовать как правое так и левое полушарие.

ЛИТЕРАТУРА


1. Антропова, М.В. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / М.В.Антропова. — М.: Педагогика, 1982. — 237 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса / Ю.К.Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
3. Бодалев, А.А. Актуальные проблемы современной психологии / А.А.Бодалев. М.: МГУ, 1983. - 245 с.
4. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина: Крат, учебник / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. М.: Медицина. - 1999. - 376 с.
5. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С.Ротенберг, С.В.Бондаренко, М.: Просвещение. – 1989. – 239 с.

Почему нас любят

Добрый день! Хочу выразить искреннюю признательность и благодарность коллективу мини -садика "Дети Индиго".спасибо Вам за Ваш профессионализм, внимание и очень тёплое отношение к нашим деткам.Спасибо за то , что окружали моего ребёнка заботой и лаской, были терпеливы и добры к нему . Процветания Вам, здоровья и терпения, послушных деток и благодарных родителей.

Мама Елена Данечка, 3 года

Это был самый потрясающий День рождения в моей жизни!  Я его запомню навсегда!  Мои 12 лет -были самыми лучшими!!! 

Вы устроили мне настоящий, потрясающий, незабываемый праздник!!! Спасибо!!!

Аленка 12 лет

Очень увлекательные и продуманные занятия ! Учитывается каждый нюанс! Ребенок постоянно работает и ему все интересно ! 
Мы многому научились ! Легко и непринужденно!!!  
Спасибо Вам огромное за успехи моего ребенка !!! Мы просто счастливы, что попали к Вам !!!! 

Мама Лена Мира 2.8 лет

Высокий уровень профессионализма и глубокое знание и понимание детской психологии.

Индивидуальные программы обучения дают просто превосходные результаты. Я не знаю, как в группах из 3-4 человек можно подобрать индивидуальные упражнения для каждого ребенка - это просто волшебство! Но результат налицо !

Мы очень довольны ! Действительно детьми должны заниматься те люди, которые понимают и знают, что нужно делать :) 

Мама Галя Марк, 1,3 года

Благодарю Вас за высокий уровень профессионализма в роботе, глубокие знания  детской психологии. Индивидуальная работа с каждым ребенком дает колоссальный положительный результат. Мы очень довольны, что попали к Вам в центр. Детьми должны заниматься знающие и понимающие люди, работающие на конечный результат с каждым ребенком.

Мама Юля Кирилл 1,2 года
Все отзывы

Записаться на занятие